Эта статья входит в серию «Проект изгнания», разрабатываемого партнёром «Индекса цензуры» (Index on Censorship) «Глоубэл джонэлист» (Global Journalist), в которой опубликованы интервью с живущими в изгнании журналистами со всего мира.
Ксения Кириллова думала, что её поездка в США будет лишь временной.
Когда она покинула свой родной русский город Екатеринбург весной 2014 года и переехала в Сиэтл со своим мужем украинцем, инженером программного обеспечения, у неё было мало опыта в международных вопросах.
Но ситуация изменилась, когда Россия начала открыто поддерживать сепаратистов в восточной Украине и в итоге захватила и аннексировала Крымский полуостров. Этот факт шокировал Кириллову, которая раньше работала на «Новую газету», независимое русское издание, известное своими расследованиями коррупции и критикой Кремля. У неё было много друзей в Украине, и она пыталась сделать всё для того, чтобы противостоять русской пропаганде, разжигающей военный конфликт.
Она начала писать про русскую пропаганду на веб-сайте «Новый регион», который часто критиковал президента Владимира Путина. Этот веб-сайт был основан её другом, российским журналистом Александром Щетининым. Щетинин учредил информационное агентство в 1990-х, но под давлением русского правительства был вынужден уйти из компании в 2014 году. Позже он снова открыл веб-сайт в Украине.
Кириллова была наслышана о трудностях, с которыми сталкивались журналисты, бросившие вызов российскому правительству. Согласно Комитету защиты журналистов, как минимум 58 журналистов были убиты в России с 1993 года. В это число входят несколько журналистов с «Новой газеты», которые умерли при загадочных обстоятельствах с 2000 года.
Жизнь в США была безопасной. Однако в августе 2016 Щетинин, называвший Путина «личным врагом», был найден мёртвым с простреленной головой в своей квартире в Киеве.
Предсмертная записка была найдена возле его тела. Кириллова не верит, что он сам покончил с жизнью. Украинские власти начали расследование убийства.
Вскоре поле смерти Щетинина она обнаружила пророссийский интернет-сайт, где был опубликован список имён «антироссийских экстремистов». Её имя было в этом списке. Возвращение в Россию теперь казалось не только опасным, но и потенциально смертельным.
Сейчас Кирилловой 33 года, она живёт в Окленде, Калифорния. Она является сотрудником русской службы радио «Свободная Европа/Радио Свобода», поддерживаемых США, и телеведущей украинской программы ТСН. Она разговаривала с международным журналистом Дживоном Чоем о смерти коллеги и её борьбе с пропагандой российских СМИ.
«Гдж»: Как на Вас повлиял конфликт России и Украины?
Кириллова: Все мои проблемы в России начались из-за моих действий в Америке. До моего переезда сюда я несколько лет работала в уральском отделении редакции «Новой газеты».
Я жила в родном городе Екатеринбурге. В Америку я переехала случайно, вместе со своим мужем, гражданином Украины, когда он получил временную работу по контракту в США. В то же время, в марте 2014 года, началась русско-украинская война.
Эти события меня настолько шокировали, что я почувствовала, что должна что-то предпринять. Я начала анализировать российскую пропаганду, их страхи и их менталитет. Самым важным для меня было предотвращение новых российских провокаций в мире.
«Гдж» Как изменился журнализм в России за последние несколько лет?
Кириллова: Живя в России, я иногда готовила репортажи на опасные темы. До войны российские СМИ тоже защищали режим Путина, но не так агрессивно, как сейчас. Говорить о правительстве было не настолько опасно. Мы (журналисты) могли честно писать о коррупции, рассуждать на политические и социальные темы. Местные власти не зависели от федеральных.
В 2010 году в моем регионе поменялось правительство. Была создана централизованная система управления и учреждена должность городского надзирателя, который назначался федеральными властями. Обсуждение социальных вопросов стало невозможным, потому что все проблемы вели к представителям государственной власти. Стало невозможным публиковать какие-либо критические статьи.
«Гдж»: Когда вы впервые услышали, что российское правительство преследует Вас и Александра?
Кириллова: Мой близкий друг Александр Щетинин предостерегал меня о том, что нам обеим грозит обвинение в государственной измене. Это было весной 2015 года. Российские власти обвиняли даже простых людей, домохозяек, продавцов, у которых не было никакого доступа к государственным секретам. Верховный суд Российской Федерации признал («Новый регион») экстремистским сайтом только из-за того, что он основывался в Украине и противостоял российской агрессии. Таким образом мы официально стали журналистами-орудиями «экстремизма».
Российское правительство возбудило уголовные дела против моих друзей, выходцев из Екатеринбурга, даже за невинные публикации, осуждающие войну в социальных сетях. Это и дало нам понять, что в России нас ожидает уголовное дело.
«Гдж»: Что Вы почувствовали, когда услышали о смерти Александра?
Кириллова: Александр был моим единомышленником, российским журналистом, который поддерживал Украину. Перед своей смертью он потерял большую часть бизнеса, и не мог навещать семью и взрослых детей, живущих в России. Он боролся с российской пропагандой и её агентами в Украине.
Я не верю в то, что это было самоубийство. Он умер через месяц после того, как в Киеве был убит ещё один российский оппозиционный журналист Павел Шеремет. После подозрительной смерти Александра в Киеве, я нашла статью на официальном сайте российской пропаганды, в которой говорилось о том, что все русские журналисты, поддерживающие Украину, могут быть убиты. Моё имя было в этом списке. Позже эту статью удалили.
«Гдж»: Что для вас является самым трудным в жизни изгнанника в США?
Кириллова: На протяжении долгого времени у меня не было разрешения на работу в США. Я два года ждала политического убежища, даже до убийства Александра, работая волонтёром, без оплаты. Сейчас всё наладилось, я получила разрешение на работу.
Я потеряла всё не из-за решения переехать сюда, а из-за того, что я начала здесь свою деятельность. Но у меня никогда не было иллюзий на эту тему.
Партнёр «Индекса цензуры» «Глоубэл джонэлист» – веб-сайт, который представляет свободу прессы в мировом масштабе и публикует международные новости. Он также готовит еженедельную радиопрограмму, которая выходит в эфир на радиостанции КБИЯ (КВIА), – партнёр НГР (NPR) в центральной части штата Миссури – и на партнёрских радиостанциях в шести других штатах. Веб-сайт и радиошоу готовятся совместно профессиональными сотрудниками и студентами Школы журналистики Миссурийского университета, самой древней школы журналистики в США.
This article is part of Index on Censorship partner Global Journalist’s Project Exile series, which has published interviews with exiled journalists from around the world.